На нашем кружке мы будем вновь и вновь смотреть на каждую вещь как на удивительную, единственную в своём роде. Будем разглядывая щебень или гранитную плиту у нас под ногами как свидетелей жизни динозавров и роста высочайших гор. Научимся смотреть на реку и видеть древние моря, копаться в глине в местном карьере и узнавать глубину океана, который был на территории Москвы десятки миллионов лет назад и многое другое.

Участники курса научатся узнавать горные породы, минералы и геологические процессы, приобретет навыки для образования своей собственной коллекции, узнает историю Земли и историю жизни на ней.
Программа курса
1
Что такое геология? География и ее границы. Космическая геология. Процессы внутренней и внешней динамики
2
Возраст Земли. Возникновение жизни и палеонтология. Древние породы и метеориты для расшифровки процесса образования Земли.
3
Процессы внешней динамики. Ледники, их рождение, движение и таяние. Временные водные потоки, оползни, овраги, танцующий лес.
4
Реки, ручейки и океаны. Дельты, лиманы, пляжи.Откуда вода на Земле? Поиск остатков древнейших речных систем
5
Процессы внутренней динамики. Вулканы. Признаки извержения, вулканические бомбы и пепел. Типы извержений: Гавайи, Везувий, Мон-Пеле. 7 способов (не) умереть во время извержения вулкана.
6
Рост гор. Складки и разломы, причины возникновения разноцветных гор (Латинская Америка). Землетрясения и способы их предсказать.
7
Кейс по геологии. Расшифровка истории Уральских гор.
8
Введение в минералогию. Цвет минерала, его блеск, спайность и твердость. Признаки драгоценных камней, их диагностика.
9
Минералогия. Самородные элементы и соли. Самородное железо и история ядра Земли. Железные метеориты. Соль съедобная и несъедобная. История соляных пустынь.
10
Минералогия. Сульфиды и их аналоги. «Золото дураков», блеклые руды,сульфиды свинца и цинка. «Золото на голубом» — история про пирит и лазурит из Афганистана.
11
Минералогия. Сульфаты, карбонаты, фосфаты. Мрамор и его типы. Апатит и открытие месторождений Хибин. Древние лагуны и кристаллизация гипса. Минеральный состав костей и зубов человека.
12
Кейс по минералогии. Поход в минералогический музей им. Ферсмана
13
Введение в палеонтологию. Эпоха скрытой жизни, эдиакарская фауна.Строматолиты, кислородный захват Земли. Теория «Земля-снежок». Кембрийский взрыв, появление скелетных форм жизни.
14
Палеонтология. Кистеперые рыбы,выход жизни на поверхность. Заселение Земли,экологические ниши. Динозавры, их жизнь и гипотезы вымирания.
15
Кейс по палеонтологии. Поход в палеонтологический музей.
16
Финальное занятие. Планирование и создание минералогической и палеонтологической коллекций. Куда поедем летом?
Преподаватель курса
  • Алексей Александрович Возняк
    Преподавал в Геологической школе при МГУ, вел занятия по минералогии, кристаллографии и геохимии для школьников. Организовывал учебные геологические практики в Адыгею, Таманский полуостров, Урал, Эльбрус и его окрестности. Был в научных экспедициях на Камчатке и Таймыре.

    Вел экскурсии в детском геологическом музее в парке «Сказка», вел дополнительные занятия по геологии и минералогии в Филлиповской школе и в Вальдорфской школе № 57 им. Пинского. Вел дополнительный курс по термодинамике для школьников в инженерной школе № 548. На настоящий момент является научным сотрудником института ИГЕМ РАН, занимается петрологией щелочных и алмазоносных пород

    Достижения учащихся:
    В Геологической школе — четверо учащихся поступили на геологический факультет МГУ, двое — призёры Московской олимпиады по геологии.

Будет непросто, но на курсе действительно ждет много открытий. Хотелось бы подытожить занятия небольшой геологической поездкой, где все эти навыки и знания нам очень понадобятся. Удачи и жду на нашем курсе
— Алексей Александрович Возняк
Ждем вас в Филипповской!
Made on
Tilda